|
"Независимая газета" подробно рассказывает о российском рынке страхования грузов: его истории, сегодняшнем дне, проблемах, динамике и перспективах развития. Приводятся комментарии страховщиков-экспертов из "Ренессанс Страхования", "Прогресс-Гаранта", "Ингосстраха", "Пари".
Независимая газета,
16 августа 2004 г.
Российские страховщики не надеются выйти на Запад [К 2016 году объем рынка страхования грузов в России может достичь одного миллиарда долларов] 1637 просмотров
Один из древнейших, классических видов страхования, существовавших в нашей стране еще в дореволюционные времена – это страхование грузов. Как говорит старший специалист Управления страхования судов и грузов компании «Ренессанс Страхование» Нелли Горягина, история страхования грузов в нашей стране очень продолжительна: «Оно было и при СССР, существовало и во времена переходного периода от социализма к капитализму, существует и сейчас. Еще во времена Советского Союза все экспортно-импортные перевозки страховались так, как это диктовалось условиями договоров поставки. Сейчас также практически все экспортируемые и импортируемые грузы страхуются, и здесь речь идет не о развитии, а об уже давно сложившейся практике. Что касается внутренних перевозок – этот рынок уже давно развивается и постоянно набирает темпы. Объемы по страхованию внутренних перевозок растут, а потерять груз на просторах России гораздо проще, чем в Европе».
Начальник Управления страхования морских рисков СК «Прогресс-Гарант» Артем Ушаков отмечает, что при страховании грузов, связанных с российским интересом или перевозящимся по территории России, российские страховщики более компетентны, чем их иностранные коллеги, поскольку более четко знают нормативную базу, менталитет и взаимоотношения участников транспортного процесса. Например, при работе с российскими страховщиками отсутствие коммерческого акта при наступлении убытка не является основанием отказа в возмещении убытка, если выполнены инструкции страховщика, поскольку понятно, что станция или аэропорт назначения могут и не выдать коммерческий акт, а вот как поведет себя в этих условиях иностранный страховщик – неизвестно.
В то же время пользоваться зарубежным опытом, безусловно, нужно. По словам Нелли Горягиной, российским страховщикам постоянно приходится в своей ежедневной практике обращаться к первоисточнику – оговоркам Института лондонских страховщиков. Например, «Ренессанс Страхование» может застраховать груз и на условиях лондонских оговорок. Но не всегда то, что применимо в Европе, может прижиться в условиях «дикого капитализма» в России. Особенно это заметно при урегулировании претензий (разное законодательство – разные подходы к рассмотрению убытков). Кроме того, как говорит Нелли Горягина, многие западные страховщики предпочитают участок пути при перевозке груза по просторам бывшего СССР отдавать на страхование в местные компании, поскольку по их меркам риск страхового случая достаточно велик.
Действительно, как говорит заместитель начальника отдела прямых операций Управления страхования грузов компании «Ингосстрах» Игорь Суриков, в области страхования грузов наибольший удельный вес занимает страхование экспортно-импортных операций: «Так сложилось исторически. Страхование грузоперевозок всегда было частью внешнеторговых контрактов. Внутри российские перевозки страхуются меньше по той причине, что в нашей стране пока нет должного уровня страховой культуры. К тому же в договорах между российскими компаниями в отличие от внешнеторговых не заложен пункт о страховании груза, поэтому ни продавец, ни покупатель не обязаны страховать свои перевозки. По оценкам некоторых экспертов, страхуются не более 10% грузоперевозок».
Между тем можно сказать, что рынок страхования грузов в нашей стране развивается довольно активно. По данным исследований, проведенных страховой компанией «ПАРИ», в период с 1994 по 1998 год среднегодовой темп развития рынка страхования грузов был высоким – 37%. Как отмечает заместитель генерального директора «ПАРИ» Ирина Чумак, к году дефолта (1998) рынок отечественного страхования грузов составил около 210 млн. долл. В постдефолтовский период с 1999 по 2002 год рынок вырос более чем вдвое – до 440 млн. долл., но темп роста замедлялся, составив в среднем 13%. «Ожидается, что в период до 2016 года рынок будет медленно, но устойчиво расти в среднем на 6% в год, а объем рынка достигнет 1 млрд. долларов. При этом доля этой отрасли на рынке страховых услуг составит 1,3 %», – прогнозирует Ирина Чумак.
Как же ведет себя спрос в настоящее время? «Если раньше люди не хотели тратить дополнительные деньги на страховку, даже если они совсем небольшие, то сейчас владельцы груза, ответственные за него, не хотят потерять и 500 рублей, в случае если что-то произойдет с грузом. Также уже многие владельцы груза убедились, что не всегда перевозчик, ответственный за транспортировку груза, несет по законодательству ответственность за его потерю или повреждение. А даже если он и виновен, то у него этих денег может и не оказаться. Хочется надеяться, что в ближайшее время страхование грузов для наших соотечественников станет не обязанностью, а необходимостью, как это уже давно сложилось в мировой практике», – говорит Нелли Горягина. Если же говорить о возможности выхода на международный рынок российских страховщиков, то стоит признать, что это очень отдаленная перспектива, так как наши компании на сегодняшний момент очень малы по сравнению с их западными конкурентами. По словам Нелли Горягиной, если проводить аналогию с банками, то: «Как нашим банкам еще далеко до западных, так и нашим страховым компаниям далеко до своих зарубежных конкурентов. Задача настоящего момента состоит в том, чтобы удержать позиции на внутреннем рынке, ведь выход западных страховщиков на российский рынок страховых услуг уже практически состоялся».
Проблему выхода российских страховых компаний на международный рынок надо вообще рассматривать с двух сторон, считает Игорь Суриков: «Во-первых, передача рисков с российского рынка на международный существует не одно десятилетие. У российских компаний сложились прочные взаимоотношения с ведущими международными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами; во-вторых, принятие рисков с международного рынка для российских страховых компаний дело новое. Чтобы завоевать доверие надо иметь длительную прозрачную историю деятельности. И тем не менее о полномасштабном выходе на международный рынок можно говорить после освоения рынка внутреннего. А этот процесс находится почти в зачаточном состоянии».
Начальник Управления страхования морских рисков компании «Прогресс-Гарант» Артем Ушаков считает, что законодательных ограничений на страхование импортных или экспортных грузов для российских страховщиков нет, однако «российские страховщики вряд ли могут претендовать на выход на международный рынок из-за недоверия к российским страховщикам со стороны иностранных страхователей, сравнительно невысокой емкости договоров страхования и различия в законодательной базе». По прогнозу Артема Ушакова, скорее всего весь бизнес российских страховщиков будет связан с внутренним интересом, и потеснить будет можно только страховщиков из стран Балтии и СНГ. Между тем, по мнению Артема Ушакова, рынок страхования грузов в России весьма устойчивый, поскольку потребность в страховании грузов весьма высока. «Увеличение объемов страхования грузов происходит постепенно. Значительные резервы для данного вида страхования имеются в регионах. Существенный рост объемов грузового страхования мог бы быть достигнут за счет страхования в российских страховых компаниях экспорта российской продукции, которая зачастую страхуется трейдерами в иностранных компаниях. Кроме того, когда будет реализована концепция транспортных коридоров Север–Юг, Запад–Восток, Россия начнет обрабатывать и перерабатывать транзитные грузы, и это может послужить дополнительным источником для грузового страхования», – сказал Артем Ушаков.
Евлалия Самедова
Вся пресса за 16 августа 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 декабря 2025 г.

|
|
Новый компаньон, Пермь, 5 декабря 2025 г.
Пермячка возместила страховой компании 86 млн рублей по делу о мошенничестве

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 5 декабря 2025 г.
Новый Dodge Charger 2025 отправился в утиль после серьезного переворота

|
|
RATA-news, 5 декабря 2025 г.
Российские туристы стали чаще страховаться по максимуму

|
|
zakon.kz, 5 декабря 2025 г.
Бесплатное получение медуслуг в частной клинике по ОСМС: все, что нужно знать казахстанцам

|
|
Деловой Петербург (on-line), 5 декабря 2025 г.
Охрана жизни и здоровья: ключевые драйверы страховой отрасли

|
|
Forbes Казахстан, 5 декабря 2025 г.
Как пожар в Гонконге повлияет на рынок страхования по всему миру

|
|
Portnews, 5 декабря 2025 г.
Дания обновила закон о страховании военных рисков для обеспечения работы торгового флота

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 декабря 2025 г.
AXA XL: конкуренция в коммерческом страховании усиливается на фоне роста катастрофических убытков

|
|
Российская газета онлайн, 5 декабря 2025 г.
Страховщики рассказали, каким автомобилям грозит риск аварии в «тотал»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 декабря 2025 г.
Moody’s: страхование будущего и рост рисков в «райских» регионах из-за изменения климата

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 декабря 2025 г.
Marsh: Европа — самый конкурентный регион в мире по киберстрахованию

|
|
Финмаркет, 5 декабря 2025 г.
Swiss Re прогнозирует чистую прибыль в 2026 году на уровне $4,5 млрд

|
|
Труд, 5 декабря 2025 г.
Удар КАСКОй

|
|
Новости транспорта, 5 декабря 2025 г.
Страховщики сообщили о росте «тотальных» ДТП в России

|
|
РБК (RBC.ru), 5 декабря 2025 г.
Грузия будет требовать медицинскую страховку для въезда с 1 января

|
4 декабря 2025 г.

|
|
korins.ru, 4 декабря 2025 г.
Тарифы в авиационном страховании сейчас стабильны, но рынок будет остро реагировать на крупные убытки

|
|
Sputnik Армения, 4 декабря 2025 г.
Крупные инвесторы из Австрии и Германии купят страховую компанию в Армении - Центробанк

|
 Остальные материалы за 4 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|